Общая информация
Общероссийская система туристской навигации предусматривает блок графической информации, направленный на увеличение посещаемости объектов туристско-рекреационной инфраструктуры, а также на интеграцию объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации в туристскую отрасль.
Целью разработки «Общероссийской системы навигации и ориенти-рующей информации для туристов» является создание пиктограмм, знаков и указателей, главной задачей которых является наглядное и единообразное обозначение мест и объектов, входящих в программы как группового, так и индивидуального туризма. Результатом внедрения такой системы туристской навигации должна стать успешная её интеграция в мировое туристское со-общество.
Разработке и проектированию графической составляющей системы предшествовало предпроектное исследование, включающее изучение анало-гов – систем визуальных коммуникаций, принятых в большинстве стран с налаженной туристской инфраструктурой – странах ЕС, Северной и Южной Америки, Индокитая, СНГ. В их числе:
— TOURISM SIGNS & SYMBOLS Copyright © 2001 World Tourism Or-ganization.
— Touristische Signalisation und Strassennamen Klassen und Ausgestaltung von Signalen (SN 640 871) VSS-Normen (SN / EN) und der Signalisationsverordnung SSV.
— ГОСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТБ – 2007. ЗНАКИ ИНФОРМА-ЦИОННЫЕ ТУРИСТСКИЕ. Общие технические условия. Издание официальное.

Доступность объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе посредством интеграции единой общероссийской системы навигации и ориентирующей информации со средствами электронных коммуникаций и использующую последние достижения передовых технологий.
Система навигации предлагает размещение на объектах ориентирую-щей графической информации QR-кодов. QR-код (англ. quick response – быстрый отклик) – матричный код (двумерный штрих-код), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в1994 году. Термин «QR code» является зарегистрированной торговой маркой «DENSO Corporation», но использование кодов не облагается лицензионными отчислениями, а сами они описаны и опубликованы в качестве стандартов ISO. В настоящее время система QR-кодов широко распространена в странах Азии (особенно в Япо-нии), постепенно развивается в Европе и Северной Америке, Украине. Наибольшее признание QR-код получил среди пользователей мобильной связи – установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам. За рубежом QR-коды активно используются музеями, в туризме.
Визуальные элементы системы навигации в зависимости от условий и места их эксплуатации должны быть просты в изготовлении, монтаже и де-монтаже, обслуживании.
Конструкции должны быть изготовлены из антикоррозийных материалов или иметь защитное покрытие. Элементы креплений не должны искажать информацию, расположенную на лицевой поверхности. Объекты информации могут быть как односторонними, так и двусторонними.
Допускается изготовление объектов туристской навигации со световой индикацией. Конструкции со световой индикацией должны подразумевать лёгкий доступ к элементам, подлежащим замене или чистке, а также к местам электрических соединений.

Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления должны быть серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей).
Графическая информация в зависимости от типа конструкции наносится с применением самоклеющихся материалов – самоклеющихся плёнок (каландрированных, световозвращающих, транслюцентных). Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и тёмное время суток и должны изготавливаться из плёнки одного типа.

3.2. Цветовая гамма
Выбор цветовой гаммы обусловлен необходимостью успешной интеграции «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов» в единую туристскую карту мира. Белые пиктограммы и информирующие тексты на коричневом фоне аналогичны системам визуальных коммуникаций, принятым в большинстве стран с налаженной туристской инфраструктурой (ЕС, Северная и Южная Америки, Индокитай).
Однако при выборе оттенка коричневого цвета учитывалась специфика Российской Федерации — разнообразие природных, климатических и этнических зон. На рисунке 2 представлен образец выбранной цветовой гаммы.
Рисунок 2. Цветовая гамма знаков «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов».

turzn1

Предлагаемый оттенок коричневого обладает:
— должной контрастностью для быстрого считывания информации;
— отличается от цветов, используемых в существующих навигационных системах РФ;
— мало используется в наружной рекламе, информационных конструкциях и вывесках.
Совокупность этих особенностей предлагаемого оттенка представляет возможность практически повсеместного использования, что в целом положительно влияет на восприятие системы, ее адекватное считывание.

Эталонное значение оттенка коричневого представляется разработчиком по наиболее распространенной во всем мире цветовой модели системы Pantone Matching System.
Цветовая модель Пантон, система PMS – стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. Использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками. Эталонные про-нумерованные цвета напечатаны в специальной книге, страницы которой веерообразно раскладываются.
Существует множество каталогов образцов цветов Pantone, каждый из которых рассчитан на определённые условия печати.
В августе 2007 года Pantone Inc была приобретена компанией X-Rite, одним из ведущих производителей оборудования и программного обеспечения для управления цветовоспроизведением.
Система PANTONE не лимитирует все технологии изготовления и трансляции навигационной и ориентирующей информации для туристов.
Дополнительно, эталонное значение оттенка коричневого приводится еще в трех цветовых моделях (представлены на рисунке 3).
Рисунок 3. Эталонное значение оттенка коричневого знаков, применяе-мого в знаках «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов» в различных цветовых моделях

turzn2

 

RGB — аббревиатура английских слов Red, Green, Blue – красный, зелёный, синий – аддитивная цветовая модель. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике.
Сфера применения: электронные способы передачи информации, ши-рокоформатная печать.

CMYK — аббревиатура английских слов Cyan, Magenta, Yellow, Key color — субтрактивная схема формирования цвета, используемая в полигра-фии для стандартной триадной печати.
Сфера применения: офсетная печать, цифровая печать, широкоформат-ная печать.
RAL — германский цветовой стандарт лакокрасочной продукции.
Сфера применения: лакокрасочные покрытия поверхностей объектов информации.

3.3. Шрифт
В Системе навигации и ориентирующей информации для туристов ре-комендован к использованию шрифт из гарнитуры Myriad PRO (Condensed).
Основное начертание — жирный (Bold Condensed); вспомогательное начертание — нормальный (Condensed).
Шрифт принадлежит к группе рубленных шрифтов.
Семейство шрифтов класса гуманистический гротеск. Разработан Р. Слимбахом и К.Туомбли для Adobe Systems в 1992 году. Устанавливаются на компьютер вместе с популярной программой просмотра файлов формата PDF Adobe Acrobat Reader. Этим обусловлено широкое распространение шрифта.
Основные преимущества:
— визуальная эргономичность за счет высококлассной графики и метрики;
— высокая читабельность в малых кеглях и плотном наборе;
— удобство и вариабельность в наборе шрифтового блока;
— высокий потенциал использования в информационных текстах.
При специфике ориентирующей информации для туристов – билингва, разновеликие по количеству знаков надписи, необходимость быстрого счи-тывания, единообразие и системность — шрифт Myriad PRO (Condensed) представляется наиболее подходящим для текстовых композиций.
На рисунках 4–5 представлены образцы основного и вспомогательного начертания шрифта, рекомендованного для применения в Системе навигации и ориентирующей информации для туристов.

Рисунок 4. Основное начертание шрифта Myriad PRO Bold Condensed

turzn3

 

Рисунок 5. Вспомогательное начертание шрифта Myriad PRO Condensed

turzn33

3.4. Построение знака
Разработка графической составляющей «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов» опирается на современный международный опыт и согласуется с ГОСТ Р 52290–2004 «Технические средства организации дорожного движения. ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ. Общие технические требования».
ГОСТ Р 52290–2004 разработан Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» Росавтодора совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России. Утвержден и введен в действие Приказом Федераль-ного агентства Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 121-ст. Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок 1995 г.
На рисунке 6 представлена схема построение знака на основе модуль-ной сетки ГОСТ Р 52290–2004 от 15 декабря 2004 г.
Рисунок 6. Построение знака на основе модульной сетки ГОСТ Р 52290–2004 от 15 декабря 2004 г.

turzn4

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *